Алексей АРШИНСКИЙ
"Литература – одно из средств, которое не даёт человеку быть быдлом…"
Алексей Аршинский. До последнего времени это имя широко не было никому известно. Человек жил – как все. Учился, работал. Не "светился" ни в одном литературном объединении, в Рождественском конкурсе не участвовал. И вдруг нате вам – новость: каменскуральский автор Алексей Аршинский занял первое место в конкурсе рассказов питерского журнала "Нева". А тут ещё в редакцию "Литературной пристани" поступили рассказы Аршинского. Поэтому и пришло само собой решение встретиться с Алексеем и задать ему несколько вопросов.
– Что для тебя литература вообще? На какой литературе ты воспитан – на классической (Пушкин, Толстой, Достоевский) или на более современной (Малинина, Токарева)? Кого ты любишь читать?
– Литература вообще? Э-э-э... я не знаю такого слова. Шутка. Если говорить кратко, особо не рассусоливать и не думать (улыбается), то литература – одно из средств, которое человеку не даёт быть быдлом. Таких средств много, но не будем их перечислять. Что до классической литературы, то, честно говоря, я вообще терпеть не могу. От классической я вообще спать хочу (улыбка). Я читаю современную. Что люблю читать. Сергея Довлатова люблю (вообще считаю его величайшим писателем, по крайней мере, из советско-русских), Пелевин (ну, это скорее, как дань уважения уже), в последнее время сильно понравились отдельные книги Тибора Фишера, Дугласа Коупленда и Джонатана Кэрролла. Я вообще читаю всё подряд из современной литературы. В своё время всего Стивена Кинга перелопатил, но это уже немного отошло. А вот Пауло Коэльо ненавижу.
– Почему ты начал писать? Есть люди, которым дар этот дан от Бога, от природы... Дар, который невозможно ни спрятать в себе, ни убить. Другие пишут потому, что не могут не писать, это их крест, своего рода самоутверждение, да и они больше ничего не умеют делать. Для третьих литература - заработок, хлеб насущный.
– Вообще-то обстоятельства этого описаны в моём автобиографическом рассказе "Как я ударился в литературу". Просто мне в 11-м классе моя учительница дала почитать Пелевина, и после того, как я прочитал "Омон Ра", из меня понеслось (улыбка). Да, я сам считаю себя графоманом. Но, видимо, я хороший графоман.
– Каким образом ты творчески работаешь? То бишь приступаешь к написанию нового рассказа.
– Бывает, ничего не пишу, не пишу, потом думаю: надо... Возьму какой-нибудь сюжет избитый, напишу полстранички, а потом из меня переть начинает...
– Как выйдет? Или всё-таки...
– В основном мне ближе что-то вроде постмодернизма. Хотя, может, это и не постмодернизм совсем, может, я только так думаю... Может, вообще никакого жанра нет, а так – каракули...
– Наши читатели хотят больше узнать о тебе.
– В смысле биографии? Работаю лаборантом в классе информатики. Учусь в институте менеджмента и рынка на 4-м курсе. На вечернем. После есть мысль поступить на учёбу в УрГУ на факультет журналистики.
– Это правда, что до всего этого ты закончил физико-математический класс?
– Ну, было дело... (улыбается)
– Недавно в Интернете появился твой персональный сайт, где ты о себе пишешь следующим образом: "Наивный чукотский юноша. Пью, курю и матерюсь. Постоянно думаю о пиве и сексе"... Это что, твоё действительное "Я", которое ты иногда (на работе, на каких-либо проводимых мероприятиях) вынужден прятать? Или это какой-то "тактический ход", мальчишеская бравада, посмотрите, мол, "какой я крутой пацан"...
– Да нет. Я, в принципе, действительно такой. Только эти мои черты зверски задавлены воспитанием (усмешка). Там, на сайте, в принципе, вообще всё написано серьёзно, но с изрядной такой порцией балдежа. Сайт-то ведь не гламурный. Вы на индекс только посмотрите. Кстати, если что: kiddnap.narod.ru
– Что тебе дала победа в литературном конкурсе, что организовала редакция журнала "Нева"?
– В принципе, в материальном плане ничего (кроме премии, естественно (усмешка)). Только в моральном плане: сидел мальчик, писал в стол, а тут раз – и премия, раз – и первое место, значит, кому-то нужен, полезен и всё такое. Стимул для того, чтобы продолжать писать дальше.
– Обстоятельства могут так сложиться, что "Литературная пристань" может закрыться. Для тебя это будет значит что-то? Вообще, твоё мнение о газете, такая газета нужна Каменску-Уральскому?
– Нужна. Обязательно нужна. Вот, когда я премию получил, все там удивлялись: "да как так, да кто он такой? Сидел, никуда не лез и тут - на тебе! Почему мы раньше о нём никогда не слышали?". А получилось так потому, что литературная диаспора у нас в городе есть, а информационной поддержки, в принципе, вообще никакой. (Если не считать поэтов. Но я, честно говоря, к поэзии отношусь практически так же, как и к классической литературе (улыбка)). А "Литературная пристань" позиционируется, прежде всего, как газета для освещения прозаической жизни Каменска. Так что будет жаль очень. Сопьюсь и повешусь. (улыбается)
– Какие твои творческие планы? Что-то ещё новое написал.
– За последний год, который прошёл с получения премии журнала "Нева", ничего существенного не написал...
– Руки опустились, расхотелось писать...
– Нет, конечно! Такое ведь бывает... То пишется, то нет, временный простой. Сейчас я пишу рассказ в соавторстве с одной девушкой, стиль которой близок к моему. (Чёрт его знает, может всё это перерастёт в повесть. Или в роман... (улыбается). А творческие планы. Честно говоря, много раз пытался пробиться в редакции журналов и даже в раскрученные книжные издательства (не лично, а по e-mailu) – и тишина. И даже как-то обидно, что они даже на заданные вопросы не отвечают.
– Что ты лично можешь пожелать начинающим авторам?
– Чего я могу пожелать? Кто я такой, чтобы кому-то желать чего-то? Единственное могу сказать: если хотите печататься, а не писать в стол, нужно писать меньше лирики. Лирика сейчас не воспринимается народом. Ну, а больше не знаю…
– Спасибо за интервью.
Гостя интервьюировал Игорь Краснов.
Источник: http://krassnov.ucoz.ru/publ/proekt/1/s_alekseem_arshinskim/44-1-0-123 |