Суббота, 25.11.2017, 14:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Обратная сторона правды
Поиск на сайте
Наш опрос
Какая литература по душе?
Всего ответов: 10
Наши партнёры

Таможенные Терминалы
Издательский Дом

ФЕНИКС - литературный клуб
Современный Каменск-Уральский

Виртуальный Каменск-Уральский
Информационно-развлекательный портал Каменска-Уральского

495RU.ru
Бесплатно дать объявление в Интернет

Глобальный Каталог Сайтов регистрирует сайты бесплатно!
Создание сайтов

Екатеринбург Он-Лайн

Create a free website

К сведению

Перепечатка и использование
авторских материалов
КРАСНОВ WORLD
возможны только с ведома
администрации сайта
и обязательной ссылке
на этот сайт.
Нарушение авторских прав
преследуется по
закону об авторском праве

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Рейтинг@Mail.ru




Яндекс цитирования

Книжная полка

Главная » Статьи » Избранное » Иван Демидов

разбор стихотворения Е.Евтушенко "Идут белые снеги"
Всё вполне закономерно. Всякий раз, когда я сижу на диване, разглядывая свой книжный шкаф, мне попадается на глаза книга Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Она с вызовом смотрит на меня, проверяя моё терпение. И вот, буквально, на днях я не удержался от соблазна и раскрыл её, наткнувшись на стихотворение с одноимённым названием. Прочитав до конца, я был сильно расстроен. Осталось много неясных моментов после прочтения, которые не давали мне покоя, поэтому я и решил провести небольшое «литературное расследование». Попытался понять автора, о котором во вступительной статье писал Евгений Винокуров «поэт обстоятельный, Евтушенко любит рассказывать не спеша, он любит фабулу».

«Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя».

Лично у меня слово «снеги» вызывает глубокое сомнение, а точнее сомнение в существовании этого слова как такового. Возможно, автор его использует во множественном числе, дабы показать, что снег идёт повсюду. Кроме того, стихотворение было датировано около полувека назад и тут сложно что-то чётко, утверждать. Уже в первом катрене встречается повтор «жить и жить бы на свете». Возникает ощущение, что автор пишет быстро и мимоходом. Можно ведь подумать и отыскать более точные слова для передачи смысла, например: «жить бы вечно на свете».

«Чьи-то души, бесследно
Растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли».

Очень тонкая и образная метафора про души, которые подобно белому снегу, отправляются на небеса, покинув телесную оболочку. Проблема в том, что она сложна для восприятия рядовому читателю. Тут стоит учитывать, что Евтушенко поэт социальной направленности «удесятерённого ощущения дня жизни, бытия», для которого снег должен непременно падать на землю, а не взлетать к небесам. Это идёт в разрез с его стилем письма.

«Я не верую в чудо.
Я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда».

Этот ненужный повтор «никогда, никогда» перечёркивает смысл всего написанного катрена, а точнее становится просто непонятно, о чём говорит автор, что он хочет передать этими строчками, какую идею собирался донести до читателя. Остаётся только догадываться и предполагать. Зачем автор умышленно использует повторы, когда можно подумать, и в обязательно возникнет новая строчка, более точная, более ясная. Пусть на это уйдёт час или полдня, но оно того стоит. Читатель будет благодарен.

«Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно –
для России я жил».

Не получается обойти эти строчки стороной, уж очень точно и мудро сказано: «Пусть я прожил нескладно – для России я жил». Неточная рифма говорит о том, что автор уделил особое внимание смыслу, а не внешней огранке стихотворения, и не прогадал. Строчки получились, на редкость, запоминающимися и жизненными.

«Пусть она позабудет
Про меня без труда,
Только пусть она будет
Навсегда, навсегда…»

Очевидно, что автор делает упор на повторах. Возможно, что это своеобразный рефрен и замечательная строчка для песни, но я сейчас говорю о поэзии. Уже не первый раз по ходу стихотворения встречаются подобные строчки. Хочется заострить на этом внимание, так как снова смысл, который вкладывает автор в данный катрен, теряется. Даже, несмотря на то, что смысл понятен и без последней строчки, но читатель всё равно остаётся в лёгком недоумении, будучи неуверенным в своих догадках. Конечно, можно подумать и сочинить более точную строчку, например: «только пусть она будет в моём сердце всегда», но автор не ставит перед собой такой цели.
Кроме того, смущает размер стихотворения. Обычно в подобных ситуациях читатель, прочитав до конца стихотворение, начинает усиленно чесать затылок, вспоминая, что было в начале. В данном стихотворении ситуация противоположная. Кажется, что благодаря однотипным строчкам мы топчемся на одном месте. Тут всплывают строчки про Пушкина со Стенькой, про бессмертие. То, что можно вместить в одном катрене, автор ухитряется растянуть на несколько, причём совершенно безосновательно.
Подводя итоги своего маленького «литературного расследования» хочется отметить, что особый разлад в стихотворения внесли повторы, благодаря которым простое, на первый взгляд, стихотворение наполнилось множеством ненужных и непонятных читателю загадок, на разгадку которых уже не осталось ни сил, ни времени.
Категория: Иван Демидов | Добавил: Orfey (04.02.2012) | Автор: Иван Демидов
Просмотров: 3997 | Комментарии: 12 | Теги: критика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 12
7  
Вот такие бы разборы да каждому автору на наших сайтах. Евтушенко - что? Ему это уже не нужно. А вот нам...
Дерзай, Иван!
Хотя с разбором "белых снегов" я не согласен, как и Vovan.

8  
"Вот такие бы разборы да каждому автору на наших сайтах"... - Дим, как ты прав! first Этого действительно не хватает...

9  
Что тут сказать (глубоко вздыхает) оценивать поэтическое произведение - это изначально неблагодарное дело, но изредка, думаю, стоит этим заниматься! Для тренировки мозгов!

10  
Ванюша, давай последуем предложению Димы: бери любое произведение (моё, Володино, Димы или ещё кого) - и вперёд! И тебе польза - тренинг серого вещества, и автору - развитие возможности отстаивать свою позицию, или наоборот - обнаружить свои погрешности... Как оно? biggrin

11  
Поддерживаю предыдущего оратора. biggrin

12  
Без комментариев. beer biggrin

5  
Ваня, ты молодец, что взялся за непростое дело - разбор стиха. Неважно - в каком чине автор или Володя Ермошкин это написал. Форма критики и обзорная часть неплохо у тебя удалась, а смелость - вообще круто! Я тебе желаю не робеть перед нами. Пиши, спорь, учись и не стесняйся высказываться. Лично я, как только выбросил текст на форум или ещё куда, сразу же вижу его пробелы, ошибки, белиберду и начинаю усиленно работать дальше. А пока не опубликуешь, то думаешь, у тебя вышел шедевр. Не робей, парень! biggrin

6  
Спасибо, Володя! А как не публиковать? Ведь хочется, чтобы тебя ещё кто-то прочитал, не для себя же самого пишу, и высказал своё мнение - продуктивную критику.

2  
«Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна...»
(М.Цветаева)

Полностью не согласен с «разбором» стиха «Идут белые снеги»
Я не случайно поставил эпиграфом четверостишье из стихотворения известной поэтессы.
Всё дело в том — это есть настоящая поэзия, которую нужно ли разбирать, по словам и буквам.
Ведь если взять заменить слова на: «пригвождена — пригвоздена», ставить под сомнение рифму — «старинной — невинна», сделать прямой фразу «с змеёю в сердце», то получиться не поэзия а стих не заслуживающий внимания или вовсе белиберда.
Так и у критикуемого автора «снеги — снега, прОжил — прожил», сменить ударение, получиться… то, о чём я уже сказал выше. А повторы — это глубина мысли, спрятанная в простом, на первый взгляд, повторении слов.

4  
Володя, хоть услышал тебя, а то тишина smile Я никого не хотел обидеть или как-то возвыситься, просто решил разобраться немного для себя, стараясь понять автора. Конечно, тут имеет место и сегодняшняя ситуация в моём творчестве. Думаю, что ты знаешь, о чём идёт речь.

1  
Не знаю, Ваня, но почему-то думается, что это перебор, прямолинейный подход... и "снеги", повторы - в этом случае - уместны, ибо точно передают настроение поэта, состояние его души. Лично я чётко увидел Евтушенко, декламирующего свой стих, выражение его лица...

3  
Игорь, лично я не почувствовал энергетику, идущую от стихотворения, может ещё мало пожил на свете, но пытливый ум заставил заняться разбором.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]