Ещё числа 11-го Евгений Арбенев, редактор
«Голоса надежды», озадачил просьбой написать для газеты о том, как создавался
«Тихий омут», и прислать какой-нибудь отрывок… Написать-то, конечно, напишу. А
вот что именно послать, какой отрывок… Проблема! Такое, обычно, не печатают в
газетах, да ещё в областных…
И вот что из этого вышло:
Да, меня
спрашивают, как создавался «Тихий омут». Речь, конечно, идёт не о самой книжке,
которая вышла в этом году в московском издательстве «Таможенные терминалы», а
об одноименной повести. Скажу сразу и прямо. Непросто. И с большими перерывами.
Первоначальные
наброски появились ещё в начале девяностых годов, и название тогда было
совершенно другим – «Одержимость Икара». Кое-что даже было опубликовано в
местной прессе. Более того, в 2006 году в екатеринбургском издательстве
«мАрАфон» вышла моя небольшая книжка «Сцены из частной жизни дома-интерната»,
куда, помимо стихов, вошли также и некоторые отрывки из повести. Сюжет был
построен на том, что в дом-интернат попадает паренёк в инвалидном
кресле-каталке, обстановка вокруг ужасающая, нечеловеческие отношения, всё ему
кажется диким, однако он не мирится со своим положением, осваивает писательские
навыки, встречает свою настоящую любовь – и в итоге становится победителем
своей судьбы…
Но потом, можно
сказать, случился творческий кризис, застой. Я явно чувствовал, что в повести
что-то не так, что это всё не для широкого читателя, что нынче так уже не пишут
и, как сказал бы злой критик, это «сопли», которые никому не нужны. Всё как-то
ровно, правильно, местами слащаво, предсказуемо... Неинтересно, одним словом.
Да и на штамповку больше смахивало!
И тут, в прошлом
году, на меня вышел Григорий Бакс из «Таможенных терминалов», он как раз
задумал осуществить книжную серию под общим названием «Шокирующая Россия». А до
этого он читал мои рассказы в Интернете, там есть моя страничка, в том числе и
отрывки из повести. Сказал, что есть идея, что вот подыскивает интересных
авторов. И прямой вопрос: «А не хотел бы попробовать?». Я, конечно, растерялся…
Оно понятно, ведь ещё не доводилось работать на заказ книжного издательства. Но
решил испытать себя. Тогда Григорий дал главную установку: в повести должен
быть взрыв, взрыв эмоций, взрыв сопереживания, чтобы читатель испытал шок,
после которого бы пришло осознание того, что сегодня вокруг творится на самом
деле… «Кто-то может сказать – опять чернуха! Но художник не виноват, если дёгтя
в нашей жизни порой больше, чем меда, – его задача: не лгать!» (Оксана
Птичкина, журналистка из Каменск-Уральского).
Именно в тот
момент пришло озарение, Муза, как говорится, повернулась ко мне лицом.
По-новому взглянул на написанное, и новое название пришло само собой. «Тихий
омут» – оно всем понравилось. Конечно, много от чего пришлось сразу отказаться.
Существенно подкорректировалась и главная сюжетная линия. Если раньше основной
упор делался на Игнате, описании его внутренних переживаний, то теперь
немаловажное значение приобрёл и мир вокруг него, его обитатели – каждый со
своими понятиями, нравственными ценностями и непростой судьбой… Своего рода – палитра
характеров, судеб. Ибо всё взаимосвязано, как и в самой жизни. Люди, их
действия, обстоятельства… Человек без человека не может существовать. Иначе в
жизни просто не выжить.
Мысль пошла,
пошла полным ходом… Новые главы уже писались быстро, легко – успевал только
набирать на компьютере и показывать Володе Ермошкину, начинающему поэту и
прозаику, моему крестнику на литературном поприще. Я очень благодарен ему. Это
был мой первый читатель и строгий критик. Володя не делал никаких скидок на
нашу многолетнюю дружбу, не позволял ни на минуту расслабиться. Дело даже порой
доходило до жарких споров, приходилось отстаивать каждый абзац, каждое слово…
Труд колоссальный! И вот повесть, наконец-то, обрела законченную форму. Потом
вышла на суд широкого читателя...
И по тем откликам, что пришли с 23-й Московской
международной книжной выставки-ярмарки, можно смело судить, что «блин не
получился комом», книжка – а это одноимённая повесть и рассказы из циклов «Перипетии
судьбы», «Менты и воры» и «Песнь любви» – нашла своего читателя, тронула струны
человеческой души, вызвала живой интерес. А что ещё нужно автору?! И кто-то
ведь действительно должен вскрывать «самые острые болячки нашего общества»!