разбор стихотворения Е.Евтушенко "Идут белые снеги"
Всё вполне закономерно. Всякий раз, когда я сижу на диване, разглядывая свой книжный шкаф, мне попадается на глаза книга Евгения Евтушенко «Идут белые снеги». Она с вызовом смотрит на меня, проверяя моё терпение. И вот, буквально, на днях я не удержался от соблазна и раскрыл её, наткнувшись на стихотворение с одноимённым названием. Прочитав до конца, я был сильно расстроен. Осталось много неясных моментов после прочтения, которые не давали мне покоя, поэтому я и решил провести небольшое «литературное расследование». Попытался понять автора, о котором во вступительной статье писал Евгений Винокуров «поэт обстоятельный, Евтушенко любит рассказывать не спеша, он любит фабулу».
«Идут белые снеги, как по нитке скользя… Жить и жить бы на свете, да, наверно, нельзя».
Лично у меня слово «снеги» вызывает глубокое сомнение, а точнее сомнение в существовании этого слова как такового. Возможно, автор его использует во множественном числе, дабы показать, что снег идёт повсюду. Кроме того, стихотворение было датировано около полувека назад и тут сложно что-то чётко, утверждать. Уже в первом катрене встречается повтор «жить и жить бы на свете». Возникает ощущение, что автор пишет быстро и мимоходом. Можно ведь подумать и отыскать более точные слова для передачи смысла, например: «жить бы вечно на свете».
«Чьи-то души, бесследно Растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли».
Очень тонкая и образная метафора про души, которые подобно белому снегу, отправляются на небеса, покинув телесную оболочку. Проблема в том, что она сложна для восприятия рядовому читателю. Тут стоит учитывать, что Евтушенко поэт социальной направленности «удесятерённого ощущения дня жизни, бытия», для которого снег должен непременно падать на землю, а не взлетать к небесам. Это идёт в разрез с его стилем письма.
«Я не верую в чудо. Я не снег, не звезда, и я больше не буду никогда, никогда».
Этот ненужный повтор «никогда, никогда» перечёркивает смысл всего написанного катрена, а точнее становится просто непонятно, о чём говорит автор, что он хочет передать этими строчками, какую идею собирался донести до читателя. Остаётся только догадываться и предполагать. Зачем автор умышленно использует повторы, когда можно подумать, и в обязательно возникнет новая строчка, более точная, более ясная. Пусть на это уйдёт час или полдня, но оно того стоит. Читатель будет благодарен.
«Если было несладко, я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно – для России я жил».
Не получается обойти эти строчки стороной, уж очень точно и мудро сказано: «Пусть я прожил нескладно – для России я жил». Неточная рифма говорит о том, что автор уделил особое внимание смыслу, а не внешней огранке стихотворения, и не прогадал. Строчки получились, на редкость, запоминающимися и жизненными.
«Пусть она позабудет Про меня без труда, Только пусть она будет Навсегда, навсегда…»
Очевидно, что автор делает упор на повторах. Возможно, что это своеобразный рефрен и замечательная строчка для песни, но я сейчас говорю о поэзии. Уже не первый раз по ходу стихотворения встречаются подобные строчки. Хочется заострить на этом внимание, так как снова смысл, который вкладывает автор в данный катрен, теряется. Даже, несмотря на то, что смысл понятен и без последней строчки, но читатель всё равно остаётся в лёгком недоумении, будучи неуверенным в своих догадках. Конечно, можно подумать и сочинить более точную строчку, например: «только пусть она будет в моём сердце всегда», но автор не ставит перед собой такой цели. Кроме того, смущает размер стихотворения. Обычно в подобных ситуациях читатель, прочитав до конца стихотворение, начинает усиленно чесать затылок, вспоминая, что было в начале. В данном стихотворении ситуация противоположная. Кажется, что благодаря однотипным строчкам мы топчемся на одном месте. Тут всплывают строчки про Пушкина со Стенькой, про бессмертие. То, что можно вместить в одном катрене, автор ухитряется растянуть на несколько, причём совершенно безосновательно. Подводя итоги своего маленького «литературного расследования» хочется отметить, что особый разлад в стихотворения внесли повторы, благодаря которым простое, на первый взгляд, стихотворение наполнилось множеством ненужных и непонятных читателю загадок, на разгадку которых уже не осталось ни сил, ни времени.
Вот такие бы разборы да каждому автору на наших сайтах. Евтушенко - что? Ему это уже не нужно. А вот нам... Дерзай, Иван! Хотя с разбором "белых снегов" я не согласен, как и Vovan.
Что тут сказать (глубоко вздыхает) оценивать поэтическое произведение - это изначально неблагодарное дело, но изредка, думаю, стоит этим заниматься! Для тренировки мозгов!
Ванюша, давай последуем предложению Димы: бери любое произведение (моё, Володино, Димы или ещё кого) - и вперёд! И тебе польза - тренинг серого вещества, и автору - развитие возможности отстаивать свою позицию, или наоборот - обнаружить свои погрешности... Как оно?
Ваня, ты молодец, что взялся за непростое дело - разбор стиха. Неважно - в каком чине автор или Володя Ермошкин это написал. Форма критики и обзорная часть неплохо у тебя удалась, а смелость - вообще круто! Я тебе желаю не робеть перед нами. Пиши, спорь, учись и не стесняйся высказываться. Лично я, как только выбросил текст на форум или ещё куда, сразу же вижу его пробелы, ошибки, белиберду и начинаю усиленно работать дальше. А пока не опубликуешь, то думаешь, у тебя вышел шедевр. Не робей, парень!
Спасибо, Володя! А как не публиковать? Ведь хочется, чтобы тебя ещё кто-то прочитал, не для себя же самого пишу, и высказал своё мнение - продуктивную критику.
«Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что — невинна...» (М.Цветаева)
Полностью не согласен с «разбором» стиха «Идут белые снеги» Я не случайно поставил эпиграфом четверостишье из стихотворения известной поэтессы. Всё дело в том — это есть настоящая поэзия, которую нужно ли разбирать, по словам и буквам. Ведь если взять заменить слова на: «пригвождена — пригвоздена», ставить под сомнение рифму — «старинной — невинна», сделать прямой фразу «с змеёю в сердце», то получиться не поэзия а стих не заслуживающий внимания или вовсе белиберда. Так и у критикуемого автора «снеги — снега, прОжил — прожил», сменить ударение, получиться… то, о чём я уже сказал выше. А повторы — это глубина мысли, спрятанная в простом, на первый взгляд, повторении слов.
Володя, хоть услышал тебя, а то тишина Я никого не хотел обидеть или как-то возвыситься, просто решил разобраться немного для себя, стараясь понять автора. Конечно, тут имеет место и сегодняшняя ситуация в моём творчестве. Думаю, что ты знаешь, о чём идёт речь.
Не знаю, Ваня, но почему-то думается, что это перебор, прямолинейный подход... и "снеги", повторы - в этом случае - уместны, ибо точно передают настроение поэта, состояние его души. Лично я чётко увидел Евтушенко, декламирующего свой стих, выражение его лица...